8 (495) 767-99-14     
 
 




Наши контакты:
телефон: +7 (495) 767-99-14 e-mail: 7679914@mail.ru
Мы готовы организовать курсы повышения квалификации и в Вашем регионе.


Конференция в Дрездене


Оптимизация регулирования безопасности при использовании радионуклидных источников

К вопросу об оптимизации регулирования безопасности, при использовании  закрытых и открытых радионуклидных источников четвертой и пятой категорий потенциальной радиационной опасности

Радченко В.Е., Рубцов П.М., Стряпушкин П.А. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»)

 

В последние несколько лет, после того как Правительство Российской Федерации своим письмом Генеральному директору МАГАТЭ (19.05.2004, МФ-П7-3260), подтвердило свою приверженность основным принципам Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников [Code of conduct on the safety and security of radioactive sources IAEA/CODEOC/2004] (далее Кодекс), и вытекающих из него других документов МАГАТЭ, выпущено несколько российских документов разного уровня, а также публикаций по этой проблематике, развивающих основные положения Кодекса с целью гармонизации российской практики регулирования безопасности в области использования радиационных источников с подходами МАГАТЭ.

Поскольку к разработке нескольких из упоминаемых ниже российских документов авторы имели непосредственное отношение, а также учитывая различное толкование отдельных положений федерального закона и нормативных актов, в рамках затронутой темы целесообразно дать некоторые комментарии по всему пакету нормативных документов в целом. Отметим, в частности, что при разработке «пакета» была несколько нарушена иерархия разработки документов, а именно: вначале были разработаны руководства по безопасности (РБ-042-07,  РБ-064-011,  РБ-054-09) и федеральные нормы и правила (НП-038-11),  затем были внесены изменения в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. 170-ФЗ (в ред. от 25.06.2012,) в виде отдельной статьи 36.1. и далее, на базе указанной статьи федерального закона было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации «О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»(№1184 от 19 декабря 2012 г.).

Вместе с тем, следует заметить, что методика категорирования радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности в равной степени распространяется как на закрытые, так и на открытые источники излучения. Строго говоря, категорированию подвергается количество радиоактивного вещества, которое содержится в закрытом или открытом источнике, согласно определению радионуклидного источника, приведенному в ст. 36.1 170-ФЗ (в ред. от 25.06.2012). Поэтому под термином «радионуклидные источники» в данной статье следует понимать как закрытые, и как открытые источники излучения.

Факт присутствия в наименовании руководства по безопасности «Методика категорирования закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности», (РБ-042-07) слова «закрытых» не должен интерпретироваться читателем для определения сферы распространение документа, тем более, в этом же документе имеется сноска относительно категорирования открытых радионуклидных источников. В п.1.13 документа МАГАТЭ «Категоризация радиоактивных источников» руководство по безопасности, RS-G-1.9, 2006) указано следующее: «Категоризация относится к закрытым источникам; однако эта методика может применяться также и для категоризации открытых радиоактивных источников».

В указанном руководстве по безопасности акцент на закрытые источники был сделан в связи с тем, что с одной стороны - такие источники более распространены в практических видах деятельности, а с другой - тем, что в них, как правило, содержатся долгоживущие радионуклиды (с достаточно большим периодом полураспада Т1/2). Это обстоятельство позволяет оперировать с присвоенной категорией опасности для практических целей достаточно длительное время (от месяцев до десятков лет в зависимости от значения Т1/2 с учетом вида конкретного радионуклида).

В открытых радионуклидных источниках, как правило, используются короткоживущие радионуклиды (Т1/2 обычно от нескольких часов до десятков суток), что приводит к быстрому изменению во времени первоначально установленной категории и, следовательно, снижает практическую ценность ее применения для целей обеспечения безопасности и сохранности открытых источников излучения.

Кроме того, в федеральных нормах и правилах «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников», НП-038-11 указано, что, например, категория радиофармпрепаратов не должна быть выше четвертой, откуда с очевидностью следует, что открытые радионуклидные источники могут и должны категорироваться по потенциальной радиационной опасности в тех случаях, когда это необходимо. В этом же документе комбинация слов «радиационные источники, в составе которых используются радионуклидные источники» также подразумевает использование закрытых и открытых источников.

Таким образом, термин «радионуклидный источник» и в статье 36.1 закона №170-ФЗ, и в постановлении Правительства Российской Федерации №1184 следует понимать как термин относящийся одновременно как к закрытым, так и к открытым радионуклидным источникам излучения.

Кроме того, в НП-038-11 в полном соответствии с Кодексом использовано понятие «сохранность радионуклидных источников», которое следует использовать, когда речь идет именно об радионуклидных источниках, в отличие от понятия «физическая защита», которое распространяется на объекты, содержащие ядерные материалы (атомные станции, предприятия топливного цикла, исследовательские реакторы и т.п.); соответствующие определения этих понятий даны в глоссарии МАГАТЭ (“security of radioactive sources” и “nuclear physical protection”, соответственно).

Отметим также, что основная часть документа РБ-042-07 включена в федеральные нормы и правила НП-067-11, что делает методику категорирования обязательной для применения всеми заинтересованными сторонами.

Важнейшее достоинство идеи категорирования заключается в том, чтобы практические меры по обеспечению безопасности и сохранности радионуклидных источников соответствуют их потенциальной опасности (т.е. категории) что, собственно, и создает необходимые предпосылки для оптимизации мер и затрат по регулированию безопасности и обеспечению сохранности источников и, разумеется, надзора за ними со стороны регулирующего органа.

Таким образом, если в организации на некотором рабочем месте проводятся работы с источниками только четвертой и (или) пятой категории с закрытыми или открытыми источниками (радиологические отделения медицинских учреждений, учебные лаборатории, научно-исследовательский сектор, промышленное применение) в соответствии с №170-ФЗ они не подлежат лицензированию, однако эти организации должны пройти регистрацию в Ростехнадзоре согласно постановлению Правительства РФ №1184.

На указанные организации также не распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами»(№88 от 17 февраля 2011 г.).

Так как организации осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности не признаются эксплуатирующими, то на них не распространяется требование страхования гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.

В случае, если в какой-либо организации (например, в радиологическом отделении медицинского учреждения) имеются одновременно открытые и закрытые радионуклидные источники четвертой и пятой категории , причем может иметь место их совокупное проявление, то категория опасности совокупности таких источников может быть выше чем четвертая (например, третья или выше) (в соответствии с РБ-042-07) как, то такая организация должна получать лицензию на соответствующий вид деятельности в установленном порядке и обосновывать безопасность и сохранность источников в соответствии с руководством безопасности «Положение о структуре и содержании отчета по обоснованию безопасности радиационных источников», РБ-064-11, 2011.

Такая же ситуации возникает и при постоянном или периодическом транспортировании совокупности источников четвертой и пятой категории, если категория этой совокупности выше четвертой. С другой стороны при транспортировании совокупности (а тем более одного, например, генератора технеция) источников (закрытых или открытых), категория которой остается в пределах четвертой категории, лицензия на этот вид деятельности требоваться не должна.

Дополнительные материалы к настоящей статье можно найти в публикациях: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в части касающейся радиационных источников, в составе которых применяются радионуклидные источники излучения» Авт. А.М. Агапов, П.М. Рубцов, Г.А. Федоров, АНРИ № 3, 2012; «Формирование условий действия лицензий с использованием закрытых радионуклидных источников на основе методологии и подходов МАГАТЭ», Авт. В.Е. Радченко, П.М. Рубцов, М.Л. Нозик, АНРИ, № 4, 2012.

Многие специалисты отмечают некоторую сумбурность статьи 36.1 170-ФЗ и, в первую очередь, отсутствие какого-либо упоминания о разрешительной деятельности в отношении первых трех категориях опасности радионуклидных источников, а также об обязательности категорирования всех (в первую очередь закрытых) источников на территории Российской Федерации. В этой связи, заметим, что материалы первой публикации были предоставлены заинтересованной стороне задолго до подготовки внесения изменений в 170-ФЗ, однако они не были использованы должным образом. С нашей точки зрения следует продолжить процесс совершенствования нормативного регулирования в области радиационных источников, в частности, внести необходимые изменения в 170-ФЗ с участием всех заинтересованных сторон (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, ГК «Росатом», а также организаций, в которых используются радионуклидные источники).

 

P.S.

В заключении отметим, что данная публикация отражает исключительно мнение авторов на достаточно сложный процесс совершенствования регулирования безопасности в области использования радиационных источников в части реализации «Перечня поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 8 апреля 2008 г. ПР-582 (пп. 1, 2, 5)» [Журнал «Ядерная и радиационная безопасность» №2(48)-2008, НТЦ ЯРБ, 2008 г.].

Официальные разъяснения тех или иных положений упоминаемых документов следует искать на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (http://www.gosnadzor.ru/), а также в соответствующих подразделениях Ростехнадзора.