Оптимизация
регулирования безопасности при использовании радионуклидных
источников
К вопросу об оптимизации
регулирования безопасности, при использовании закрытых и открытых радионуклидных
источников четвертой и пятой категорий потенциальной радиационной опасности
Радченко В.Е., Рубцов П.М., Стряпушкин П.А. (ФБУ «НТЦ ЯРБ»)
В последние
несколько лет, после того как Правительство Российской Федерации своим письмом
Генеральному директору МАГАТЭ (19.05.2004, МФ-П7-3260), подтвердило свою
приверженность основным принципам Кодекса поведения по обеспечению
безопасности и сохранности радиоактивных источников [Code of conduct on the safety and security of radioactive sources IAEA/CODEOC/2004] (далее
Кодекс), и вытекающих из него других документов МАГАТЭ, выпущено несколько
российских документов разного уровня, а также публикаций по этой проблематике,
развивающих основные положения Кодекса с целью гармонизации российской
практики регулирования безопасности в области использования радиационных
источников с подходами МАГАТЭ.
Поскольку к
разработке нескольких из упоминаемых ниже российских документов авторы имели
непосредственное отношение, а также учитывая различное толкование отдельных
положений федерального закона и нормативных актов, в рамках затронутой темы целесообразно
дать некоторые комментарии по всему пакету нормативных документов в целом. Отметим,
в частности, что при разработке «пакета» была несколько нарушена иерархия
разработки документов, а именно: вначале были разработаны руководства по
безопасности (РБ-042-07, РБ-064-011, РБ-054-09) и федеральные нормы и правила
(НП-038-11), затем были внесены изменения в Федеральный закон «Об
использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. 170-ФЗ (в ред. от 25.06.2012,) в виде отдельной статьи 36.1. и далее, на базе указанной статьи
федерального закона было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации
«О регистрации организаций, осуществляющих
деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем
составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий
радиационной опасности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации»(№1184 от 19 декабря 2012 г.).
Вместе с тем, следует
заметить, что методика категорирования радионуклидных источников по
потенциальной радиационной опасности в равной степени распространяется как на
закрытые, так и на открытые источники излучения. Строго говоря, категорированию
подвергается количество радиоактивного вещества, которое содержится в закрытом
или открытом источнике, согласно определению радионуклидного источника,
приведенному в ст. 36.1 170-ФЗ (в ред. от 25.06.2012). Поэтому под термином «радионуклидные
источники» в данной статье следует понимать как закрытые, и как открытые
источники излучения.
Факт присутствия
в наименовании руководства по безопасности «Методика категорирования
закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности», (РБ-042-07)
слова «закрытых» не должен интерпретироваться читателем для определения сферы
распространение документа, тем более, в этом же документе имеется сноска относительно
категорирования открытых радионуклидных источников. В п.1.13 документа МАГАТЭ «Категоризация
радиоактивных источников» руководство по безопасности, RS-G-1.9, 2006) указано следующее: «Категоризация относится
к закрытым источникам; однако эта методика может применяться также и для
категоризации открытых радиоактивных источников».
В указанном
руководстве по безопасности акцент на закрытые источники был сделан в связи с тем,
что с одной стороны - такие источники более распространены в практических видах
деятельности, а с другой - тем, что в них, как правило, содержатся долгоживущие
радионуклиды (с достаточно большим периодом полураспада Т1/2). Это
обстоятельство позволяет оперировать с присвоенной категорией опасности для
практических целей достаточно длительное время (от месяцев до десятков лет в
зависимости от значения Т1/2 с учетом вида конкретного радионуклида).
В открытых
радионуклидных источниках, как правило, используются короткоживущие
радионуклиды (Т1/2 обычно от нескольких часов до десятков суток),
что приводит к быстрому изменению во времени первоначально установленной
категории и, следовательно, снижает практическую ценность ее применения для
целей обеспечения безопасности и сохранности открытых источников излучения.
Кроме того, в
федеральных нормах и правилах «Общие положения обеспечения безопасности
радиационных источников», НП-038-11 указано, что, например, категория
радиофармпрепаратов не должна быть выше четвертой, откуда с очевидностью
следует, что открытые радионуклидные источники могут и должны категорироваться
по потенциальной радиационной опасности в тех случаях, когда это необходимо. В
этом же документе комбинация слов «радиационные источники, в составе которых
используются радионуклидные источники» также подразумевает использование
закрытых и открытых источников.
Таким образом,
термин «радионуклидный источник» и в статье 36.1 закона №170-ФЗ, и в
постановлении Правительства Российской Федерации №1184 следует понимать как
термин относящийся одновременно как к закрытым, так и к открытым радионуклидным
источникам излучения.
Кроме того, в НП-038-11
в полном соответствии с Кодексом использовано понятие «сохранность
радионуклидных источников», которое следует использовать, когда речь идет
именно об радионуклидных источниках, в отличие от понятия «физическая защита»,
которое распространяется на объекты, содержащие ядерные материалы (атомные
станции, предприятия топливного цикла, исследовательские реакторы и т.п.);
соответствующие определения этих понятий даны в глоссарии МАГАТЭ (“security of radioactive sources” и “nuclear physical protection”,
соответственно).
Отметим также,
что основная часть документа РБ-042-07 включена в федеральные нормы и
правила НП-067-11, что делает методику категорирования обязательной для
применения всеми заинтересованными сторонами.
Важнейшее
достоинство идеи категорирования заключается в том, чтобы практические меры по
обеспечению безопасности и сохранности радионуклидных источников соответствуют их
потенциальной опасности (т.е. категории) что, собственно, и создает необходимые
предпосылки для оптимизации мер и затрат по регулированию безопасности и
обеспечению сохранности источников и, разумеется, надзора за ними со стороны регулирующего
органа.
Таким образом,
если в организации на некотором рабочем месте проводятся работы с источниками только
четвертой и (или) пятой категории с закрытыми или открытыми источниками (радиологические
отделения медицинских учреждений, учебные лаборатории, научно-исследовательский
сектор, промышленное применение) в соответствии с №170-ФЗ они не подлежат лицензированию,
однако эти организации должны пройти регистрацию в Ростехнадзоре согласно
постановлению Правительства РФ №1184.
На указанные организации также не распространяется действие
постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении положения о признании организации пригодной эксплуатировать
ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять
собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по
размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации
ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также
деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами»(№88 от 17 февраля 2011 г.).
Так как
организации осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных
источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники
четвертой и пятой категорий радиационной опасности не признаются
эксплуатирующими, то на них не распространяется требование страхования гражданско-правовой
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.
В случае, если
в какой-либо организации (например, в радиологическом отделении медицинского
учреждения) имеются одновременно открытые и закрытые радионуклидные источники четвертой
и пятой категории , причем может иметь место их совокупное проявление, то
категория опасности совокупности таких источников может быть выше чем четвертая
(например, третья или выше) (в соответствии с РБ-042-07) как, то такая
организация должна получать лицензию на соответствующий вид деятельности в
установленном порядке и обосновывать безопасность и сохранность источников в
соответствии с руководством безопасности «Положение о структуре и содержании
отчета по обоснованию безопасности радиационных источников», РБ-064-11, 2011.
Такая же
ситуации возникает и при постоянном или периодическом транспортировании
совокупности источников четвертой и пятой категории, если категория этой
совокупности выше четвертой. С другой стороны при транспортировании совокупности
(а тем более одного, например, генератора технеция) источников (закрытых или
открытых), категория которой остается в пределах четвертой категории, лицензия
на этот вид деятельности требоваться не должна.
Дополнительные
материалы к настоящей статье можно найти в публикациях: «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в части касающейся
радиационных источников, в составе которых применяются радионуклидные источники
излучения» Авт. А.М. Агапов, П.М. Рубцов, Г.А. Федоров, АНРИ № 3, 2012;
«Формирование условий действия лицензий с использованием закрытых
радионуклидных источников на основе методологии и подходов МАГАТЭ», Авт. В.Е.
Радченко, П.М. Рубцов, М.Л. Нозик, АНРИ, № 4, 2012.
Многие специалисты
отмечают некоторую сумбурность статьи 36.1 170-ФЗ и, в первую очередь,
отсутствие какого-либо упоминания о разрешительной деятельности в отношении первых
трех категориях опасности радионуклидных источников, а также об обязательности
категорирования всех (в первую очередь закрытых) источников на территории Российской
Федерации. В этой связи, заметим, что материалы первой публикации были
предоставлены заинтересованной стороне задолго до подготовки внесения изменений
в 170-ФЗ, однако они не были использованы должным образом. С нашей точки зрения
следует продолжить процесс совершенствования нормативного регулирования в
области радиационных источников, в частности, внести необходимые изменения в 170-ФЗ
с участием всех заинтересованных сторон (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, ГК «Росатом»,
а также организаций, в которых используются радионуклидные источники).
P.S.
В заключении
отметим, что данная публикация отражает исключительно мнение авторов на
достаточно сложный процесс совершенствования регулирования безопасности в
области использования радиационных источников в части реализации «Перечня
поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской
Федерации 27 марта 2008 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 8
апреля 2008 г. ПР-582 (пп. 1, 2, 5)» [Журнал «Ядерная и радиационная
безопасность» №2(48)-2008, НТЦ ЯРБ, 2008 г.].
Официальные
разъяснения тех или иных положений упоминаемых документов следует искать на
сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(http://www.gosnadzor.ru/), а также в соответствующих подразделениях
Ростехнадзора.